По материалам издания: Попов А.В. Православие
за рубежом: Проблемы архивного
наследия // Проблемы зарубежной
архивной Россики: Материалы международной
научно-практической конференции. - М.:
Федеральная архивная служба России,
2001. - С. 104-108 (Опубликовано также в сб.:
2000-летию Рождества Христова посвящается:
Специальный выпуск "Вестника архивиста".
- М.: Российское общество историков-архивистов,
Синодальная Комиссия по канонизации святых,
2001. - С. 142-150).
Перепечатано с сайта:
"Русская эмиграция",
разработанного Центром по изучению
русского зарубежья
Института политического и военного анализа
Настало время сообща на основе глубокого изучения и духовного осмысления исторических реалий оценить путь Русской Церкви в XX веке. Поэтому очень важно введение в научный оборот, изучение новых источников по истории православия в ХХ веке, в том числе, и зарубежного православия. Большую роль сделать должны сыграть архивные документы, хранящиеся в отечественных и зарубежных архивах.
Среди архивных комплексов материалов по истории РПЦ за рубежом, хранящихся в России, хочется выделить фонд Архиерейского Синода РПЦ за границей, хранящийся в ГА РФ. Архив Архиерейского Синода РПЦ за границей хранился до 1945 г. в резиденции Синода в Сремских Карловцах. В 1945 г. архив был вывезен советскими войсками в СССР и помещён в Особый архив.
25 августа 1948 г. в соответствии с решением 12/3-937 ГАУ МВД СССР архив зарубежного Синода в количестве 55 дел и 16 килограмм россыпи был передан в ЦГАОРСС СССР (ныне ГА РФ) . После обработки и описания был образован фонд Р-6343 "Высшее церковное управление РПЦ за границей" в количестве 384 дел.
В 1996 г. фонд был переименован в "Архиерейский Синод РПЦ за границей г. Сремские Карловцы Югославия". В 1992, 1998 гг. к фонду было присоединено несколько дел, сформированных из россыпи, поступившей из Библиотеки федеральных архивов. До 1988 г. материалы архиерейского Синода находились на секретном хранении. В 1988 г. решением комиссии ЦГАОР СССР согласно акта 1 от 29.02.88 материалы фонда были рассекречены. В 1995 г. в виду особой ценности материалов фонда для создания страхового фонда архивные документы фонда Р-6343 были микрофильмированы в количестве 384 дела, 663 микрофиши, 24020 кадров . В настоящее время фонд Архиерейского Синода включает в себя 388 дел за 1917-1941 гг. Безусловно, архивные материалы Архиерейского Синода РПЦ за границей являются важным источником для историков российской церкви, российского зарубежья, российской истории в целом. Зарубежные архивы, хранящие документы по истории РПЦ за рубежом, еще не достаточно изучены. Среди зарубежных архивохранилищ следует выделить архивы Американской Православной Церкви и Архиерейского Синода РПЦ за границей. Архив Американской Православной Церкви хранится в г. Сайссет ( штат Нью-Йорк). Первая опись церковного архива была сделана в 1896 г. по распоряжению епископа Николая Алеутского и Аляскинского псаломщиком А. Капустиным. Эта архивная опись "Бумаг с 1777 по 1876 г." теперь хранится в церковном архиве в Сайссете.
После первой мировой войны архив был раздроблен. Часть его документов попала в Библиотеку Конгресса в Вашингтоне, где долгое время содержалась в неразобранном виде. Другая часть материалов, хранившаяся в Св. Николаевском Соборе, попала в архив Миннеапольского университета (1964 г.). Самая крупная часть (более 1000 архивных коробок) сохранилась в архиве церкви в Сайссете. В 1982 г. архив в Сайссете после долгих переговоров смог добиться возвращения своих материалов из Миннеапольского университета. Среди возвращенных материалов - 66 ящиков писем, рукописей за 1890-1950-е гг., касающихся правления архиепископов Тихона, Платона, Евдокима, Александра, митрополита Иоанна Кедровского, а также 44 ящика, включающих описи документов Синода, богословские журналы, епархиальные ведомости различных епархий Российской Империи и т.д. В архиве много документов не только Русской церкви, но и Греческой, Сирийской, Сербской, Албанской церквей. Хорошо представлены материалы по истории заселения и освоения русскими людьми Аляски. Имеется большое количество личных фондов, в том числе митрополитов Леонтия, Иринея, архиепископа Иоанна Чикагского и др. Интересен личный фонд Д. В. Константинова, в котором помимо печатных работ имеется масса материалов о его работе в Аргентине, переписка с архимандритом Хризостомом, протопресвитером Изразцовым, архиепископом Иоанном Сан-Францисским, Н.Д. Теодорович и др . В архиве также хранятся коллекции церковных фотографий, магнитофонных записей. Так епископ Василий Родзянко передал архиву сотни магнитофонных записей, сделанных им во время работы на "БИ-БИ-СИ" в Англии. Архив оказывает большую помощь епархиям, церквям и исследователям в исторической и архивной работе. В архиве хранятся отчеты и исторические справки всех епархий Американской церкви. В частности с помощью Центрального архива стало возможным восстановить документы Аляскинской епархии, частично утерянные во время наводнения. Архив собирает материалы и документы, связанные с православием и православными церквями во всем мире. В составе материалов архива большое число периодических изданий, фотографий, видео и аудио материалов. Одной из важных форм работы Американской Православной церкви является создание православных библиотек при церквях. Как правило библиотеки работают по воскресеньям. Комплектование библиотек осуществляется за счет средств прихода. Кроме книг в таких библиотеках также хранятся видео и аудио материалы, посвящённые православной тематике. Собрания библиотек используются членами прихода и всеми интересующими православием и его историй. Одной из задач библиотек является информационное обеспечение написания истории прихода и церкви. Большое значение в сохранении исторической памяти в деятельности Православной церкви Америки занимает устная история. Устная история, запись и хранение интервью поставлены на научную основу. Существуют специальные методические пособия, подробно описывающие цели и задачи устной истории, методику работы. В частности, подчеркивается, что история человечества заполнена письменными источниками: законодательными актами, воспоминаниями, летописями и т.д. Но они дают крайне мало сведений о повседневной жизни человека. Люди редко пишут книги о повседневной жизни. Многое в истории православия никогда не будет зафиксировано в письменной форме. В связи с этим огромную роль приобретает устная история, в особенности для сохранения истории православия и православной церкви. Устная история помогает будущим поколениям увидеть события нашими глазами, почувствовать их цвет и фон. Также она должна сыграть положительную роль в установлении понимания между поколениями. Как правило интервью берут подростки у своих бабушек и дедушек. В таких наставлениях обращается внимание на важность восстановления истории прихода: как он начинался, кто были священники и др. В памятках для репортёров подчеркивается, что они должны становится между человеком и его историей, не пытаться оказать какое-либо даже косвенное давление. Все записанные интервью должны передаваться в библиотеку местной церкви. А копии кассет пересылаться в библиотеку семинарии Св. Владимира. На наш взгляд, такое чуткое отношение к истории может служить хорошим примером и для нас.
Личный архив выдающегося богослова, философа Г.В. Флоровского хранится в Файерстойнской библиотеке Принстонского университета (штат Нью-Джерси) и в Библиотеке Свято-Владимирской семинарии в Крествуде. В библиотеке Принстонского университета архив Флоровского прошёл две стадии обработки (первичную систематизацию с последующей каталогизацией для общественного пользования) и хранится в Отделе редких книг и рукописей под рубрикой "Собрание Георгия Флоровского". В библиотеке Свято-Владимирской семинарии разбор и систематизация архива о. Георгия продолжается . Ценные архивные материалы по истории православия на Американском континенте хранятся в Синодальном архиве, а также в архиве Западно-Американской епархии. В первую, очередь это протоколы Соборных, Синодальных и Епархиальных заседаний, указы и распоряжения правящих архиереев, журналы указов и распоряжений. Следует отметить, что доступ исследователей к архивным собраниям РПЦ за границей затруднён и никак не регламентирован. Решение допустить к тем или иным материалам зависит исключительно от степени доверия или недоверия к конкретному исследователю. Крупнейшим центром собирания и хранения российского культурного наследия является основанный в 1930 г. Русский монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) юрисдикции Русской Православной Церкви за рубежом. В нём в частности хранятся копии Указов митрополита Иоанна (Максимовича). Подлинники, около полутора тысяч, написанные Владыкой собственноручно, хранятся в канцелярии епархиального управления Западно-Американской епархии в Сан-Франциско. Среди других церковных архивов объемом и ценностью представленных материалов выделяются архивы Синода Русской Православной Церкви за рубежом, Свято-Тихоновского монастыря в Пенсильвании, семинарии Св. Германа на Аляске и др. Одна из наиболее интересных архивных коллекций по истории российской эмиграции находится в США и хранится в Музее русской культуры в Сан-Франциско, основанном в 1948 году Петром Филаретовичем Константиновым.
В Музее хранится фонд Русской Православной Духовной Миссии в Пекине, включающий в себя документы за 1925-1945 гг. Среди материалов Музея русской культуры в Сан-Франциско о православии за рубежом выделяется своим объёмом и значимостью личный архив священника Иннокентия Серышева. Среди материалов личного фонда о. Иннокентия его воспоминая "В земном плане моего бесконечного бытия". Воспоминания включают описание жизни о. Иннокентия в Сибири, Японии, Австралии, США, их общий объем превышает 1000 страниц. Также в составе фонда большое число статей о. Иннокентия Серышева на церковно-исторические темы, собрание зарубежной церковной периодики.
Среди личных фондов Музея русской культуры в Сан-Франциско фонды протоирея Александра Самойловича (материалы о церковных иерархах и церковных общинах в Берлине, Бразилии, и США); священника о. Д. Чубова (автобиографический очерк, письма императрицы Марии Федоровны, Вел. Кн. Николая Николаевича, митрополита Антония и др.); Н.А. Бирской-Окунцевой (материалы о РПЦ в СССР и за рубежом). В Музее большое число рукописей, связанных с историей православия. Среди них рукописи Архиепископа Николая Японского "Япония с точки зрения христианской миссии"; А. Карташева "Духовная школа России"; протоиерея Владимира Востокова "Вопли церковные на Всероссийском церковном соборе в Москве 20 и 22-го января 1918 года", материалы о старообрядцах в Манчжурии и др. Материалы по истории православия, жизни и деятельности её иерархов можно найти и в очень неожиданных местах. Например, документы, относящиеся к последнему периоду жизни митрополита Иоанна (Максимовича), хранятся в Сан-францисском городском суде, где слушалось дело, возбужденное против своего архиепископа группой прихожан. Частично этот большой материал микрофильмирован . Православные люди, церкви имеются почти во всех странах мира. В большинстве из этих стран образовались церковные и другие архивы, хранящие документы по истории православия.
Невозможно охватить, рассказать о всех архивах РПЦ. В полной мере это относится и к проблеме зарубежной архивной россики в целом. Нельзя объять необъятное, но нужно к этому стремиться. Русская Православная Церковь (и зарубежная часть, и православие в целом) имеют длительную и трагическую историю. На этом пути встречалось много бед, катаклизмов. Но несмотря на все трудности и преграды удалось сохранить и пронести сквозь годы православную веру. За это время вне пределов России отложилось огромное количество архивных материалов, имеющих отношение к православию и истории РПЦ. История русского православия является неразрывной частью истории России и её народа. Точно также архивные материалы по истории православия, в том числе и за рубежом, - это часть российской истории.